Защита в возбужденном уголовном деле по злоупотреблению или превышению должностными полномочиями

Уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций и других учреждений с участием государственной и местных органов власти.

Уголовное дело по превышению или злоупотреблению должностными полномочиями
При рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285) и о превышении должностных полномочий (ст. 286) устанавливается субъект указанных преступлений - должностное лицо

Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и других учреждениях с государственным и муниципальным участием.

Обязательные признаки состава преступления при злоупотреблении должностными полномочиями

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать признак заинтересованности. Обязателен признак существенности нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Обращаю внимание на квалифицирующий признак - тяжкие последствия, которые Уголовный кодекс РФ как понятие не раскрывает.

Признак заинтересованности

Корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц. Примером может послужить незаконное получение льгот, кредита.

А также освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов.

Иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как:

  • карьеризм;
  • семейственность;
  • желание приукрасить действительное положение;
  • получить взаимную услугу;
  • заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса;
  • скрыть свою некомпетентность и т. п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в:

  • трудоустройстве;
  • продвижении по службе;
  • необоснованном поощрении подчиненного;
  • иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Признак существенности

Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав на:

  • уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан;
  • неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
  • судебную защиту и доступ к правосудию;
  • эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.).

Для оценки существенности вреда учитывается степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.


Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности. Ярким примером выступает создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества.

Наличие тяжких последствий как квалифицирующий признак

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т. п.

Отличие злоупотребления от превышения должностными полномочиями

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.


Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

  • относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
  • могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
  • совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
  • никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Основания освобождения от уголовной ответственности по статьям 285 и 286 Уголовного кодекса

Кроме общих оснований освобождения от уголовной ответственности (судебный штраф и иные нереабилитирующие основания прекращения уголовного дела), возможны два специальных:

  1. В случаях и в соответствии со статьей 39 Уголовного кодекса, когда деяние совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
  2. В соответствии со статьей 42 Уголовного кодекса, не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения.

Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные статьями 285 и 286

Злоупотребление должностными полномочиями. Если злоупотребление должностными полномочиями совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение, то для этого деяния предусмотрено одно из видов наказаний:

  • штраф до 80 000 ₽ или в размере заработной платы (дохода) до 6-ти месяцев;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5-ти лет;
  • принудительными работами на срок до 4-х лет;
  • арест от 4-х до 6-ти месяцев;
  • лишение свободы до 4-х лет.

Если лицо занимает государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или является главой органа местного самоуправления, наказание для перечисленных лиц строже, чем для "рядовых" государственных или муниципальных должностных лиц:

  • штраф от 100 000₽ до 300 000 ₽ или в размере заработной платы (дохода) за период от 1-го года до 2-х лет;
  • принудительные работами до 5-ти лет;
  • лишение свободы до 7-ми лет;
  • возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет при назначении наказания в виде принудительных работ либо лишения свободы.

При наличии тяжких последствия (уровень должности лица не имеет значения), наказание безальтернативно:

лишение свободы на срок до 10-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.


Превышение должностных полномочий. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, которое может быть подвергнуто наказанию. По аналогии с частью 2 статьи 285 Уголовного кодекса, превышение должностных полномочий, совершего лицом, занимающего государственную должность РФ или субъекта РФ, или является главой органа местного самоуправления. Размеры санкций и виды наказания идентичны часть 1 статьи 285 с частью 1 статьи 286 и часть 2 статьи 285 с частью 2 статьи 286 Уголовного кодекса.


В отличии от части 3 статьи 285 Уголовного кодекса, в которой квалифицирующий признак только один - это причинение тяжких последствий, в части 3 статьи 286 их гораздо больше. Поэтому вышеперечисленные деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, с применением оружия или специальных средств, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в отношении несовершеннолетнего; из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются лишением свободы от 3-х до 10-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет.


Все перечисленные выше деяния, с независимо от наличия квалифицирующего признака или типа должностного лица, если оно совершенные с применением пытки, наказываются лишением свободы от 4-х до 12-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 10-ти лет. Если пытки повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью, то это деяние уже наказываются лишением свободы от 8-ми до 15-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20-ти лет. Пытки. Под пыткой понимается любое действие (бездействие), которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль либо физические или нравственные страдания, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера. Не является пыткой причинение физических или нравственных страданий, которые возникают в результате правомерных действий должностного лица или другого лица либо неизбежно сопряжены с такими действиями.