Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения. Адвокат по взяткам
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Дача и получение взятки представляют собой уголовные преступления, которые подрывают основы правопорядка и доверия в обществе.
Факторы ответственности за получения взятки
Статьей 290 Уголовного кодекса установлены мотивы направленные на получение взяток:
Служебные полномочия должностного лица
Действия (бездействие), которые должностное лицо уполномочено совершить в пределах его служебной компетенции. Примером является сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения.
Способствование совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя
Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания любого влияния на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе, например путем просьб, уговоров, обещаний, принуждения и др.
При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по статье 290 УК РФ.
Общее покровительство или попустительство по службе
При получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие) не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем. Общее покровительство по службе может проявляться в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.
Незаконные действия (бездействие) должностного лица
Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (часть 3 статьи 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые аналогичны преступлению, предусмотренному статье 286 Уголовного кодекса "Превышение должностных полномочий":
Примеры незаконных действий (бездействия) должностных лиц:
Предмет взяточничества
Предметом взяточничества наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств
Примерами могут послужить:
Имущественные права. У должностного лица, получившего такое незаконное вознаграждение, возникает возможность вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в свою пользу имущественных обязательств, получать доходы от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав.
Оценка переданного имущества. Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения специалиста или эксперта.
Размер наказания в уголовных делах о взяточничестве
Мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ), то есть получение или дача взятки лично, не превышающем 10 000 ₽ или через посредника в размере, не превышающем 25 000 ₽, наказывается:
Размер наказания за посредничество во взяточничестве
При передаче взятки, то есть получения или дачи взятки через посредника в значительном размере (от 25 000 ₽ до 150 000 ₽), применяются следующие виды размеры наказания:
При передаче взятки, за совершение заведомо незаконных деяний или лицом с использованием своего служебного положения, применяются следующие виды размеры наказания:
Если взятка была передана группой или в крупном размере (от 150 000 ₽ до 1 млн ₽), применяются следующие виды размеры наказания:
Если взятка была передана в особо крупном размере (от 1 млн ₽ и выше), применяются следующие виды размеры наказания:
В случае дачи обещания или предложения своих услуг посредничества во взяточничестве, к потенциальному посреднику применяются следующие виды размеры наказания:
Сравнительная таблица наказаний за дачу и получение взятки
Обещание (договоренности) или предложение посредничества во взяточничестве
В данном составе преступления следствию необходимо установить природу договора между посредником, взяткодателем и взяткополучателем.
Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.
Обещание или предложение посредничества во взяточничестве считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий, направленных на доведение до сведения взяткодателя или взяткополучателя, информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве.
Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки или к получению взятки.
Посредничеством во взяточничестве признается не только непосредственная передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя, денег и других ценностей, но и иное способствование в достижении или реализации соглашения между этими лицами о получении и даче взятки либо предмета коммерческого подкупа (организация встречи, ведение переговоров). Посредничество путем иного способствования в достижении или реализации соглашения следует считать оконченным с момента выполнения посредником одного из этих действий независимо от достижения или реализации соглашения между взяткодателем и взяткополучателем.
По договоренности между взяткополучателем и посредником деньги и другие ценности, если полученные от взяткодателя остаются у посредника на какое-то время, то преступление считается оконченным с момента получения ценностей посредником. В иных случаях посредничество в виде непосредственной передачи взятки квалифицируется как оконченное преступление при условии фактической передачи хотя бы их части лицу, которому они предназначены.
Признак вымогательства при получении взятки
Под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.
Примером может служить умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан.
Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
Еще один пример. Уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, следователь начинает угрожать обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору. После получения взятки, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает.
Длящееся единое преступление и отсутствие состава преступления
От совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом. Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка получена или передана от нескольких лиц, но за совершение одного действия (бездействия) в общих интересах этих лиц.
Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом, совершается отдельное действие (бездействие). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.
Эпизоды преступления и размер. При общей стоимости полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает 25 000 ₽, 150 000 ₽ либо 1 млн ₽, то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.
Отсутствие состава преступления при получении спонсорской помощи. Если за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги имущественного характера оказываются не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки. Примером может служить принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь.
Отсутствие состава преступления при передаче имущества, не направленное на обогащение должностного лица и его близких. Если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состав преступления, предусмотренный статьями за дачу взятки и посредничестве в ее передачи.
Получение взятки в совокупности с мошенничеством или растратой
В случаях, когда должностное лицо путем обмана или злоупотребления доверием получило ценности за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействие) либо за способствование таким действиям, которые оно не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий или должностного положения, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки. При этом такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение этих ценностей, а также на возмещение вреда в случае их утраты.
Должностное лицо, выполняющее в государственном или муниципальном органе либо учреждении организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, заключило от имени соответствующего органа (учреждения) договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, получив за это незаконное вознаграждение, то содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений как растрату вверенного ему имущества и как получение взятки. Если же при указанных обстоятельствах стоимость товаров, работ или услуг завышена не была, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки.
Административная ответственность по статье 19.28 КоАП РФ
Привлечение лиц к уголовной ответственности за дачу взятки не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, установленной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание по статье 19.28 КоАП РФ за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица назначается в виде штрафа в размере до 3-кратной суммы денежных средств, незаконно переданных от имени юридического лица, но не менее 1-го млн ₽ с их конфискацией.
За незаконное вознаграждение от имени юридического лица в крупном размере (от 1-го млн ₽) наказывается в виде штрафа в размере до 30-кратной суммы денежных средств, незаконно переданных от имени юридического лица, но не менее 20-ти млн ₽ с их конфискацией.
За незаконное вознаграждение от имени юридического лица в особо крупном размере (от 20-ти млн ₽) наказывается в виде штрафа в размере до 100-кратной суммы денежных средств, незаконно переданных от имени юридического лица, но не менее 100 млн ₽ с их конфискацией.
Провокация органов оперативно-разыскной деятельности в даче взятки
Ответственность по статье 304 УК РФ за провокацию взятки наступает лишь в случае, когда попытка передачи денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера осуществлялась только в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа, когда должностное лицо, заведомо для виновного не только не давало согласия, но и не совершало никаких действий, свидетельствующих о таком согласии, либо прямо отказалось от получения незаконного вознаграждения ранее. Преступление, предусмотренное статьей 304 УК РФ, является оконченным с момента передачи хотя бы части имущества либо начала оказания услуг имущественного характера.
Поскольку такие действия совершаются без ведома либо заведомо вопреки желанию должностного лица, они не подлежат уголовной ответственности за получение взятки в связи с отсутствием события преступления (Основание: пункт 1 части 1 статьи 24 УПК РФ).
От преступления, предусмотренного статьей 304 УК РФ, следует отграничивать действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки. Указанные действия совершаются в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и состоят в передаче взятки с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено.
Принятие должностным лицом при указанных обстоятельствах денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние. В этом случае в содеянном отсутствует состав преступления (Основание: пункт 2 части 1 статьи 24 УПК РФ).
Наказание по статье 304 Уголовного кодекса:
Назначение наказания судом в уголовном деле о взяточничестве
Верховный Суд РФ обязан нижестоящие суды общей юрисдикции соблюдать требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания лицам, совершившим коррупционные преступления с использованием своего служебного положения, учитывая при оценке степени общественной опасности содеянного содержание мотивов и целей, значимость обязанностей, которые были нарушены, продолжительность преступных действий (бездействия), характер и тяжесть причиненного вреда, другие фактические обстоятельства и данные о личности виновного.
Штраф. Для назначения наказание в виде штрафа, судья должен обсудить со сторонами уголовного процесса возможность его исполнения. Назначая штраф, определяя его размер и решая вопрос о рассрочке его выплаты, необходимо учитывать не только тяжесть совершенного преступления, но и имущественное положение осужденного и его семьи, а также возможность получения им заработной платы или иного дохода. Суд, при вынесении приговора, должен участь наличие или отсутствие у осужденного основного места работы, размер его заработной платы или иного дохода, возможность трудоустройства, наличие имущества, иждивенцев и т.п.
Дополнительное наказание. Суд вправе назначить виновному в совершении коррупционного преступления лицу дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, так как такой вид наказания может быть назначен независимо от того, предусмотрен ли он санкцией части и статьи, по которому квалифицированы действия осужденного.
Проверка доказательств судом каждого оперативно-розыскного мероприятия
Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут использоваться в доказывании по уголовному делу о коррупционном преступлении, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на получение или дачу взятки, а равно на совершение посреднических действий, который сформировался независимо от деятельности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В связи с этим для оценки доказательств, полученных в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, суду независимо от признания подсудимым своей вины необходимо проверять законность и обоснованность проведения каждого такого оперативно-розыскного мероприятия.
Это одна из основных причин долгих судебных разбирательств по данной категории преступлений.
Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя и посредника
Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, который активно способствовал раскрытию или расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.
Активное способствование раскрытию и расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки.
Посредничество. Освобождение от уголовной ответственности за совершение посредничества во взяточничестве возможно при выполнении двух обязательных условий:
Дача взятки. Для освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки требуется установить:
Крайняя необходимость при вымогательстве взятки. От передачи взятки под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения, когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом подлежит возврату их владельцу (Основание: статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ).
Сотрудничество с правоохранительными органами до дачи взятки. Действия лица не образуют состав преступления, если в отношении такого лица заявлены требования о даче взятки и оно до передачи ценностей добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом в случае, когда передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования, деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их законному владельцу.